Российское пиво сегодня

Российское пиво сегодня 13.11.2010 После развала Советского Союза на российскую пивную отрасль было жалко смотреть. Ни ассортимента, ни системы контроля качества, ни работы с покупателями. Помимо технического переоснащения, надо было в корне изменить имидж отечественного пива, поменять отношение к напитку у потребителей. И здесь на помощь российским бизнесменам пришли зарубежные коллеги.

Первыми "подоспели" скандинавы. В 1992 году скандинавский консорциум пищевых компаний Baltic Beverages Holding AB купил контрольный пакет акций питерского пивоваренного комбината "Балтика", строительство которого началось еще в 70-х годах. Очень быстро "Балтика" не только становится первым российским продовольственным брэндом, но и за короткий срок завоевывает рынок обеих российских столиц, а затем устремляется в регионы. Сегодня брэнд "Балтика" позиционирует себя как "пиво мировых столиц" и своей агрессивной рекламой демонстрирует, что останавливаться на этом не собирается.

Ей принадлежат 11 заводов на территории России, в том числе два завода в Санкт-Петербурге, заводы в Ростове-на-Дону, Туле, Самаре, Хабаровске и других городах, а также пивоваренный завод "Баку-Кастель" в Азербайджане. Мощность компании - более 45 миллионов декалитров пива в год.

"Балтике" принадлежит более 30 пивных торговых марок, в числе которых - "Балтика", "Арсенальное", "Невское" и "Ярпиво".

Экспорт ведется в 46 стран мира. Доля на российском рынке ОАО "Балтики" - более 37 процентов.

К обновлению имиджа российского пива в начале 90-х годов приложила руку финская компания Sinebrychoff AB (с 1997 года принадлежит датскому холдингу Carlsberg Breweries AG, владеющему и другим известным скандинавским брэндом – Tuborg). Компания стала крупнейшим акционером пивоваренного завода "Вена" в Санкт-Петербурге и поспособствовала появлению пива "Невское".

Почти одновременно с BBH в Россию пришла бельгийская компания Interbrew. Interbrew производит классическое бельгийское пиво Stella Artois, и теперь эта марка широко известна в России – наряду с "Клинским", "Толстяком" и "Сибирской короной".

Сейчас эта компания - вторая по объему продаж в России, создана в 1999 году и является российским подразделением лидирующего в мире пивоваренного концерна "Анхойзер-Буш ИнБев". Она владеет сетью заводов в десяти российских городах, среди которых - предприятия в Клину, Омске, Перми, Новосибирске и Саранске.

Основные марки: Stella Artois, "Старопрамен", "Сибирская корона", "Клинское", "Толстяк" и другие. Доля на российском рынке - 19 процентов.

Финансовый кризис 1998 года сильно помог пивной отрасли, не только продвинув вперед отечественное пивоварение, но и оградив его от зарубежных конкурентов. Подорожав после дефолта в несколько раз, импортное пиво стало гораздо менее привлекательным для массового потребителя. Однако вкус к качественному пиву уже успел сформироваться, и отечественные производители пива поспешили занять освободившуюся нишу.

SABMiller Кроме того, после кризиса на российский рынок пришли сразу несколько крупных зарубежных инвесторов. Международная компания South African Breweries (сокращенно SAB, а ныне – SABMiller) познакомила россиян с тремя известными лицензионными марками – Holsten, Miller Genuine Draft, а также брэндами "Золотая бочка" и "Три богатыря". Сейчас их доля на российском рынке составляет 9,8 процентов.

В 1999 году в Бирюлеве, на юге Москвы, открылся завод "Пивоварни Москва-Эфес", владельцем которого является турецкая компания Аnadolu Group of Breweries. В результате российский потребитель получил два новых брэнда – Efes Pilsener и "Старый мельник". А с 2003 года на "Пивоварнях Москва-Эфес" приступили к лицензионному производству немецкого пива Warsteiner. Доля компании на российском рынке составляет 9,4 процентов.

В том же 1999 году питерская компания Bravo International начинает выпуск пива "Бочкарев", а затем – баварской марки Löwenbräu Original (по лицензии). В настоящее время пивное производство Bravo International принадлежит голландскому концерну Heineken, который имеет заводы в восьми российских городах - Санкт-Петербурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Хабаровске и других.

Производит - 13,7 миллиона декалитров пива в год. Марки, выпускаемые компанией: Heineken, "Бочкарев", "Охота", "Степан Разин", "Три толстяка" и другие. Доля на российском рынке - 12,8 процента.

Начав практически одновременно, эти компании выводят на российский рынок пиво класса premium и даже high premium, тем самым все выше поднимая стандарты качества.

Свою нишу на рынке заняли и другие отечественные марки пива – продукция компаний "Пивоварни Ивана Таранова" (ныне принадлежит компании Heineken), Tinkoff и других. Выяснилось, что российский рынок просторен, и процесс его раздела далек от завершения.

Московская Пивоваренная Компания В 2006 году на рынке появился новый игрок – "Московская Пивоваренная Компания" с заводом в подмосковных Мытищах. Изначально МПК не собиралась варить собственное пиво, но в 2008 году прошел удачный запуск производства "Моспива". На данный момент завод МПК выпускает такие марки, как "Моспиво", Oettinger, Cervena Selka и "Жигулевское". В планах – расширение линейки "Оттингер" и производство нескольких лицензионных сортов пива.

Эксперты отрасли считают, что процесс консолидации на российском пивном рынке завершен и в связи с этим усиливается конкурентная борьба в различных ценовых сегментах, а также борьба за каналы дистрибуции. Происходит это на фоне нежелательных для производителей отрицательных явлений, о которых уже упоминалось и к которым следует добавить ограничения в рекламе и спонсорстве спортивных мероприятий.

Аналитики, отмечая сокращение рынка, подчеркивают, что акцент его развития смещается в сторону регионов. Например, пока еще слабо освоены пивные пространства Сибири, на которых возрастает конкуренция.

Количество показов: 4156

Все статьи