История пива во Владивостоке

12.09.2010 Трудно установить точную дату появления во Владивостоке пива местного производства, поскольку первые опыты кустарного получения этого широко любимого напитка имели место до появления газет. Документы архивов позволяют утверждать, что производство пива во Владивостоке началось в 70-е годы XIX века. Одним из первых был завод германского подданного, купца 2-й гильдии Готлиба Штейнбаха на Первой Речке. В донесении военному губернатору г. Владивостока в апреле 1883 года сообщалось, что на этом заводе в 1882 году «произведено 55 варок и получено пива 9000 ведер, по розливу в бутылки получилось 153000 бутылок, каковое продано в г. Владивостоке - 95000 бутылок, в Посьете - 9000 бутылок, в селе Никольском, Хабаровске и окружности - 49000 бутылок. Пиво вываривают из ячменя, которого употреблено до 10 тыс. пудов, каковой покупался в Ханкайской и Суйфунской округах... Хмель доставлялся из Баварии». На этом заводе в 1882 году работали 25 китайских рабочих, а пивоваром был 27-летний германский подданный Александр Рейс.

В 1885 году владельцем завода значится купец И. И. Галецкий, хотя хозяин и был большим любителем пенящегося напитка, дело у него почему-то не заладилось, и он перепродал предприятие купцу Я. Л. Семенову. Но и Яков Лазаревич не осилил нового занятия и, как только подвернулся подходящий клиент, предложивший взять пивоварню в аренду, сразу же передал дело ему.

Новым предпринимателем оказался баварец Адольф Рих - купец 2-й гильдии, принявший российское гражданство. В 1895 году завод Риха выпустил около 6 тысяч ведер пива двух сортов: бутылка первого стоила 20 копеек, второго – 15. Как свидетельствовали газеты того времени, качество продукта было отменным и нисколько не уступало лучшим образцам европейского пива.

В начале XX столетия с этим заводом успешно конкурировали другие производители пива: В. А. Марек на Седанке, Фердинанд Ноюкс и С. Томашевский (завод на ул. Лазоревской, ныне ул. Пушкинская), Федор Зильгалв (завод «Ливония» в Голубиной пади, частично строения этого завода сохранились до наших дней).

Купец Карл Фердинандович Ноюкс, в конце XIX века построил на ул. Лазаревской в Жариковском овраге пивоваренный завод, производивший в год 70 тысяч ведер. Он также владел пивоваренным заводом в Порт-Артуре.

24 февраля 1912 года во Владивостоке начал выпускать продукцию новый пивоваренный завод доктора Томашевского в Жариковском овраге на улице Лазоревской, ныне это Дальзаводской сквер. Томашевский приобрёл этот завод в полуразрушенном состоянии. Возможно, это и был пивзавод Ноюкса. Здание пришлось капитально ремонтировать, а всё оборудование - чаны, бочки, машины - изготавливать заново. Хмель хорошего качества завод получал из Польши, а солод делали сами. В феврале 1912 года завод выпускал темное мюнхенское пиво, а также боярское и царское. Последние были светлыми сортами напитка. По воспоминаниям современников, пиво Томашевского имело приятный и мягкий вкус. За одну варку завод выпускал 300 вёдер пива, в месяц выходило около 5-ти тысяч. Завод в 1912 году выпускал следующие сорта пива: "Мюнхенское" темное, "Боярское" и "Царское" светлое. Хмель для производства пива завод получал из Польши, солод приготавливался на месте, а варкой пива заведовал опытный пивовар некто господин Бильд. Пиво завода Томашевского Владивостокские газеты характеризовали так: "Качество пива хорошее, приятный и мягкий вкус".

Пиво В. Марека было удостоено серебряной медали в 1913 году на выставке Приамурского края, посвященной 300-летию царствования дома Романовых. О своей продукции заводчик В. Марек писал в 1907 году в газете «Дальний Восток»: «Пивоваренный завод «Седанка» рекомендует выпущенное с 12 декабря сего года в продажу пиво, сваренное известным пивоваром Робертом Христиановичем Швальмом, имеющим 38-летнюю практику и работавшим на всемирно известном Пльзенском пивоваренном заводе, а также в Вене, Моравии и Чехии. Пиво несладкое, в натуральном виде и совершенно безвредное для здоровья и для желудка в особенности».

В 1912 году во Владивостоке пивом торговали в 38 залах, они находились в основном в центре города, на улицах Семеновской, Пологой, Алеутской, Фонтанной, Корейской, Светланской, 1-й Морской, Пекинской. В этих залах предлагалось пиво в основном местного производства, но было и привозное, которое стоило значительно дороже.

Доставка пива во Владивосток из-за рубежа или из европейской России производилась в основном пароходами. Морская транспортировка была длительной и не всегда благополучной. Об одном случае такого неблагополучия рассказывает архивный документ - акт от 15 ноября 1888 года, составленный владивостокскими купцами Иваном Кустером, Кузьмой Школьниковым, Ажелем Вальденом по заявлению Иоганна Лангелитье, который получил 300 ящиков пива санкт-петербургского завода «Новая Бавария», доставленного французским пароходом «Парис».

При осмотре оказалось, что 878 бутылок были разбиты при полной сохранности ящиков, что составило более 60 проц. всей партии доставленного пива. В акте засвидетельствовано, цитирую: «Самая большая часть из бутылок с вышибленным дном, почему можно полагать, что пиво не было довольно выброжено и выдержано и при переходе из Санкт-Петербурга во Владивосток через тропики разорвало бутылки. Это подтверждается и тем, что попадаются бутылки с кислым, испорченным пивом, и большой вопрос - может ли эта партия сохраниться на долгое время».

Хорошее пиво из этой партии продавалось во Владивостоке по цене 5 рублей за дюжину (12 бутылок).

Имеющиеся сведения говорят, что владивостокцы в подавляющем большинстве пили пиво местного производства, в том числе и китайских пивных заводов. В июле 1904 года Владивостокская городская дума на одном из своих заседаний рассмотрела вопрос «О санитарном состоянии китайских пивоваренных заводов в г. Владивостоке». Был подготовлен специальный доклад врача К. Десслера, который обследовал шесть действующих заводов. В своем докладе он писал: «Число заводов невелико, но количество пива, вырабатываемое ими, довольно значительно... Китайцы пьют пиво в подогретом виде и выпивают его за один раз от двух до трех фунтов. Китайское пиво пьют и русские люди, быстро привыкающие к его своеобразному горькому вкусу. Наши солдаты пьют китайское пиво даже с некоторым удовольствием».

По свидетельству доктора Десслера, все шесть китайских пивоваренных заводов располагались в районе улиц Пекинской, Семеновской и Корейской, имели одинаковое устройство, каждый имел четыре рабочих отделения и пивную, в которой производилась «распивочная продажа» уже изготовленного пива. Каждое отделение пивных заводов имело свое название, связанное с производимыми там операциями по изготовлению из риса пива.
Помещение, где замачивали и очищали рис от посторонних примесей, называлось мочильным отделением. Здесь в каждый мочильный чан, заполненный горячей водой, всыпалось до 10 мешков риса, после промывки зерна чаны заполнялись подогретой водой, и в ней рис набухал около 20 часов.

Затем рис поступал в заторное отделение, где в заторных чанах производилась его варка до состояния полужидкой коричневой вязкой массы. В третьем - холодильном отделении сваренный рис в течение нескольких часов охлаждался в специальных лотках. Затем он поступал в бродильное отделение, где в кадках-корчагах смешивался с сухими пивными дрожжами китайского производства и бродил восемь или более дней - в зависимости от желаемой крепости и качества пива.

После окончания процесса вся перебродившая масса затаривалась в длинные шелковые плотные мешки, которые завязывались и укладывались под пресс. С помощью последнего производилось отделение жидкой части массы пива от твердых частей (пивной барды), остающихся в мешках. Вытекшее из мешков пиво приправляли сахаром, и уже как готовый продукт оно поступало в пивную для продажи или на склад в бочки.

Так варили пиво на китайских заводах во Владивостоке в конце XIX - начале XX века. В 1904 году завод Ли Зичанга находился на улице Корейской; Ван Бинтена - на Корейской и Фонтанной; Цзяо Цзиньцзо - на Алеутской (в доме Галецкого); Тун Литина - на Семеновской; Ван Фа - на углу Семеновской и Корейской; Юн Ченсина - на Пекинской (в доме Пьянкова). В настоящее время улицы Корейская и Пекинская называются соответственно Пограничная и Адм. Фокина.

Настоящий пивной бум в городе начался, когда в Голубиной пади заработал завод "Ливония". Его хозяином был купец первой гильдии Федор Петрович Зильгалв, профессионал высочайшего класса. Недаром владивостокцы, выехавшие в Москву или в Петербург, только качали головами, пробуя тамошнее пиво, которое не шло ни в какое сравнение с владивостокским напитком, производившимся на далекой окраине России. Первостатейную роль здесь играл особый "вкус" воды.

"Ливония" является одним из старейших предприятий, существующих на территории Владивостока. Предприятие основано в 1895 г. в Голубиной пади (в то время пригородная зона) и принадлежало до революции купцу 2-й гильдии Ф. Зильгалву - выходцу из Прибалтики. Основным видом деятельности "той" "Ливонии" было производство пива. Особенно славились сорта "Пировое", "Пльзенское" и "Экспортное". До 1920-х годов выпускалось пиво трех основных сортов: "Рижское", "Чешское" и "Баварское". Живописные развалины старой "Ливонии" с характерной, архитектурно оформленной трубой до сих пор украшают этот исторический район города.

Голубиная падь была одноэтажной, кроме голубиных станций и школы. Они были в два этажа. Середину долины занимало монументальное сооружение - пивной завод "Ливония" купца первой гильдии Фёдора Петровича Зильгалва. Предприимчивый курляндец не только стал выпускать первоклассное изделие (его пиво "Пировое" было удостоено золотой медали), но и наладил производство фирменной керамической тары под него. Литровые кувшины и полулитровые кружки стоимость пива не намного удорожали, зато многократно увеличивали спрос. Кроме этой "Ливонии" ему принадлежала и другая. Это название Зильгалв дал и построенному рядом с железнодорожной станцией Океанской кожевенному заводу.

По проекту пивоварня Зильгалва была рассчитана на выпуск 100 тысяч ведер хмельного напитка, но уже через два года она почти вдвое перекрыла эту цифру. Во времена нэпа пивзавод "Ливония" продолжал принадлежать Ф. П. Зильгалву и баловать владивостокцев прекрасным пивом. Но потом предприятие было национализировано.
В 1960 г. цеха по производству безалкогольных напитков на ул. Уборевича и Комарова были объединены с пивзаводом. В состав его входил также цех в Артеме (1970 г.).

Предприятие выпускало с 1960 по 1985 гг. 12 марок пива. Отличалось оно особенным вкусом, благодаря мягкой воде, добываемой из скважин, прорытых на территории завода еще Зильгалвом. Объем производства пива составлял 1,3 млн дал, безалкогольных напитков - 895 тыс. дал, кваса - 800 тыс. дал.
В 1985 г. по приказу правительства СССР выпуск пива был прекращен.
В 1992-93 гг. была проведена приватизация завода, создано АООТ (позже - ОАО) "Ливония".

В 1998 году совместно с немецкой фирмой собиралось построить цех по производству пива, чтобы возродить основной вид продукции той "старой" "Ливонии". Предполагалось, что возобновленное пивное производство будет по количеству таким же, как и советское: был предусмотрен выпуск 12 марок пива с содержанием алкоголя от 0,1 до 6,5%. Но, судя по тому, что о производстве пива на предприятии больше нигде не упоминалось, грянувший в 1998 году кризис разрушил надежды на новое возрождение пивоваренного производства.

Сегодня о былой славе старых владивостокских пивоваров напоминают лишь развалины завода "Ливония" да этикетки от пивных бутылок в частных коллекциях приморцев.

Количество показов: 3552

Все статьи